солнцезащитная пленка
Клубника в домашних условиях Слова Онеггера о бесплодности надуманных правил додекафонной системы поддерживают многие участники анкеты. Большинство из них приходит к выводу, что значительная доля вины за разрыв между современной музыкой и публикой лежит именно на представителях этой школы и всех порожденных ею систем «тотальной организации звуков». Известный французский композитор, бывший директор Парижской консерватории Марсель Дюпре утверждает, что разрыв этот существует не между современной музыкой и публикой, но только между плохой современной музыкой и публикой. По его мнению, публика отвергает не всякую новую музыку, но только такую, которая вступает в непримиримое противоречие с законами подлинного искусства. «...Профессионалы или любители, грамотные музыканты без труда разгадывают «головную» музыку,—говорит Дюпре. — Именно здесь заключается критерий. Ибо нельзя безнаказанно отбрасывать извечную сущность искусства, пренебрегать его естественными законами... Кто вправе отменить закон перспективы без того, чтобы не изменить природу человеческого глаза? Что можно изменить в призме, в последовательности гармонических обертонов, в равномерных делениях времени?.. Публика, хотите вы или не хотите, никогда не упускает этого в своем сознании. Когда произведение не содержит никакой идеи, представляя собой лишь беспорядок и какофонию, раздражает нервы и уши, публика его, естественно, не принимает. Она приходит на концерт, чтобы слушать музыку, но не шум. Она совсем не враг нового, но она требует, чтобы это новое ее трогало...» Перелистывая страницы книги Гавоти и Лесюра, знакомящей нас с высказываниями многих крупных музыкантов, мы со всей очевидностью ощущаем глубину кризиса современного музыкального искусства в некоторых странах капиталистического мира. Наличие кризиса признают почти все участники анкеты. И несмотря на различные порой точки зрения по частным вопросам, подавляющее большинство ответов обнаруживает серьезную тревогу по поводу все усиливающейся тенденции к «дегуманизации» музыки, что проявляется и в утере композиторами чувства ответственности перед обществом, и в непрекращающейся погоне за «обновлением» музыкального языка. Разрыв между запросами публики и новой музыкой во Франции, например, принял угрожающий характер. Согласно утверждению авторов книги, «композиторы единодушны в мнении, что если бы не Радио (пользующееся финансовой поддержкой государства), то их музыка умирала бы прежде чем начать свою жизнь...» Увлечение чисто техническими новшествами, как бы «прогрессивны» они ни были сами по себе, идет в ущерб музыке, как искусству высокой этической и эстетической идеи. «Для большинства наших композиторов, — говорит дирижер Эрнест Ансерме (Швейцария), — техника превратилась в центральную проблему». Он напоминает о Дебюсси — замечательном новаторе, открывшем новые музыкальные горизонты. Новая техника рождалась у него не из заранее придуманных схем, но — стихийно. «...Дебюсси вырабатывал свою технику, создавая музыку, в то время как современные композиторы в своем большинстве пытаются создавать музыку, для того чтобы вырабатывать определенную технику. А поскольку сама техника композиции не несет еще художественной идеи, «смысл искусства» остается не раскрытом...» |